Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Понедельник, 11.08.2025, 06:41ГлавнаяРегистрацияВход
    Мой сайт
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2014 » Февраль » 13 » "Литва оказалась у разбитого корыта"
    03:48
     

    "Литва оказалась у разбитого корыта"

    Обновлено 12 октября в 18.00 мск

    В Литве за 141 депутатский мандат поборются почти 2 тысячи кандидатов. 70 будут избраны по партийным спискам и еще 71 - в одномандатных округах. Для того чтобы получить места в национальном сейме, партиям необходимо преодолеть 5-процентный барьер.

    На вопросы "Голоса России" ответил лидер партии Литовский социалистический народный фронт Альгирдас Палецкис:

    - На ваш взгляд, что сейчас происходит в Литве?

    - В Литве сейчас происходит переосмысление всей нашей политики. Общаясь часто с людьми не только в Вильнюсе, но и в регионах, я вижу, что люди уже начинают осмысливать и понимать, что все-таки страна идет не туда, что нас как бы посадили в дырявую лодку 20 лет назад. Что политика, которая была ориентирована только на Запад, забывая про Восток, провалилась. Провалилась морально, провалилась экономически, провалилась даже и идеологически. Это видно уже по общению с людьми, по комментариям в Интернете. Как это повлияет на выборы? Трудно быть Кассандрой, подождем несколько дней. Но понятно, что правящая партия - я их называю все-таки националистами - это консерваторы, партия Ландсбергиса и Кубюлиса, теперешнего премьера, проиграет. У них есть свой электорат. Но они в правительство, скорее всего, не войдут. Однако тревожит то, что будущее правительство, которое будет так называемым левоцентристским, не созрело и не готово на реальные изменения в литовской внешней политике и в отношениях с Россией.

    Есть целый ряд причин. Возьмем тех же самых социал-демократов, трудовиков, партию "Порядок и справедливость", так называемые левоцентристские партии. Хотя там много и правых элементов. Эти партии во внешней политике всегда шли в хвосте консерваторов. У нас внешняя политика монопольна. Монополию на внешнюю политику, на то, что называется евро-атлантической интеграцией, у нас взяли именно консерваторы. Они считаются самыми большими экспертами - упомянутый мною Ландсбергсис и другие. Они задают тон. И даже когда в Литве были президентами такие люди, как Бразаускас, которые якобы левоцентристы, они все равно шли в хвосте консерваторов. Консерваторы гнут довольно жестко Литву в однобоком направлении - только на Запад и на обострение отношений с Востоком. Скажем, постоянные нападки на Россию, требования возмещения ущерба от так называемой оккупации 40-го года. Именно консерваторы авторы этой политики. А левоцентристские партии обычно исполняли роль реализаторов этой политики. Конечно, политика не будет уже такой ярко антироссийской, но она будет умеренно антироссийской.

    - Все-таки, когда не хватает аргументов, какими методами тогда действуют? Последние ваши дебаты…

    - Методы им привычные. Доходят даже до насилия. Пару дней назад на телевизионных дебатах в прямом эфире я сказал фразу о том, что в Литве эта правящая элита уже 20 лет. В ней много людей, которые скомпрометировали себя, довели страну до ручки экономически и политически. И мою мысль продолжил мой коллега по списку, Дарнатонис, который был мэром города. Он прямо сказал, что ответственность за развал страны, имеется в виду Литвы, экономически и политически, должен нести Ландсбергис. И он его назвал преступником номер один в Литве. Он имел в виду, что Ландсбергис спровоцировал кровопролитие 13 января 1991 года. И тут верный соратник Ландсбергиса, который был на передаче, Альгирдас Патацкас - бывший депутат, сейчас кандидат, - швырнул стакан, да еще и с водой. Но и сам стакан был не маленький. Он швырнул его прямо в моего коллегу, который сказал эти слова. Стакан разбился, и осколок поранил руку рядом сидящей женщине, наблюдателю за дебатами.

    Это показывает, что наши оппоненты не держат удара. Они на аргументы могут ответить только такими методами. И, конечно, общественность, я вижу по комментариям, по статьям, осудила эту выходку. Этот случай показывает, что в Литве еще много людей, которые готовы решать вопросы не спором, а насилием. Мы уже подали заявление в прокуратуру. Первая инстанция была нами выиграна, вторая проиграна. И я должен был оплатить штраф в три тысячи евро. Спасибо людям со всей страны, которые помогли. Сейчас рассматривается апелляция. Если дело не возьмут на рассмотрение, то будем обращаться в Страсбургский суд. У нас в стране до суда еще не дошло, но в прокуратуру уже вызывают свидетелей по моему делу - людей, которые видели стрельбу с крыш и сказали об этом. Только их приглашают на "ковер" в прокуратуру за так называемое лжесвидетельство.

    - Я так понимаю, что вам объявили информационную блокаду?

    - Да. Этот метод стар как мир. Дезинформация начинается, когда уже невозможно не замечать наши политические и экономические шаги. Сразу нас объявляют "рукой Кремля", "пятой колонной" Кремля в Литве. Но это производит эффект лишь на небольшую часть публики. И даже для выступления на теледебатах мы заплатили предвыборный залог, получилось около двухсот тысяч рублей - в переводе на российскую валюту. Это не такая малая сумма. Поэтому мы и получаем доступ к Центральному литовскому телевидению в прямом эфире. И все равно ведущие - приверженцы политики правящей партии - постоянно вмешиваются в наши выступления, навешивая ярлыки.

    На мой взгляд, это значит, что мы говорим правильные вещи. И мы рано или поздно эту блокаду пробьем. Мы работаем: уже издаем свою газету, плюс - Интернет. Мы идем на прямой контакт с людьми. Наша партия - Литовский социалистический народный фронт - молодая, но со своими традициями. Активную деятельность мы начали три-четыре года назад. Сейчас главное для нас: пройти хотя бы пятипроцентный барьер в этих выборах. Конкуренция сильная, крупные партии получают большие дотации из бюджета. Это, конечно, осложняет нашу борьбу, но мы работаем с людьми через профсоюзы, через разные молодежные организации.

    - Хочу затронуть вопрос соблюдения прав человека в Литве. Если не ошибаюсь, именно на Литву подано больше всего жалоб в Страсбургский суд. По крайней мере, Литва - один из лидеров в "жалобном" списке. Ваше дело будет очередным? Как, на ваш взгляд, обстоят дела с правами человека в стране?

    - Надо признать, что сложно. Итоги опросов населения говорят о том, что доверие к судам - очень низкое. Около 70 процентов жителей Литвы не доверяет судебной и правоохранительной системам. У нас высокий уровень коррупции в судах.

    - Прокомментируйте строительство новой атомной станции.

    - Во-первых, хочу сказать, что не надо было закрывать Игнолинскую атомную станцию, которую мы получили во времена Советского Союза, не вложив туда своих средств. Это был общесоюзный проект. На модернизацию и безопасность этой станции было выделено много денег. Позднее, под давлением европейских атомных институций и конкурентов, мы были вынуждены закрыть станцию. И сейчас мы оказались у разбитого корыта. Только сейчас многие поняли, что это был источник дешевой электроэнергии. И началось строительство каких-то суперпроектов с японским реактором, прототип которого потерпел крушение в Фукусиме.

    Поэтому наша партия считает, что надо решать эту проблему общерегионально, извлекая из этого выгоду. На западе от Вильнюса началось строительство Калининградской атомной электростанции. А на востоке от Вильнюса, в 60 км, строят АЭС белорусы. Так, может, нам стоит задуматься, предпринять какие-то шаги, чтобы стать соавторами этих проектов? Насколько я знаю, Белоруссия предлагала нам совместное строительство станции с совместным руководством, с возможностью иметь акции. Было бы правильным принять это предложение, экономически выгодное и рациональное. Но пока консерваторы лоббируют японский реактор.

    - Не кажется ли вам, что тут имеет место фактор коррупции?

    - Да, тут, конечно же, и коррупцией пахнет. Потому что на разные исследования уже ушли миллионы. Я думаю, что во время выборов будет референдум по этому проекту. Отмечу, население настроено очень скептически, народ понимает, что мы залезем в долги. А цена электроэнергии будет очень высокая. Такая маленькая страна, как Литва, не осилит такую станцию. Я повторяю - Игнолинскую станцию строил весь Советский Союз. А сейчас Евросоюз не прилагает особых усилий, чтобы помочь нам со строительством этой станции.

    - Евросоюз не дает денег даже на закрытие?

    - Не дает, плюс заставил закрыть Игнолинскую атомную. Поэтому таким маленьким странам, как Литва, следует четко и осознанно выбирать союзников, особенно среди соседей. Мы же выбрали ближайшим союзником Соединенные Штаты Америки. Но выбрали не мы, а наше правительство. А США, мягко говоря, очень противоречивая страна.

    - Обратимся к росту националистических настроений. Обычно он происходит, когда страна находится на грани обнищания. Вспомним появление фашизма, депрессии. Как раз то, что сейчас происходит в Литве. На ваш взгляд, националистические настроения растут?

    - Да. Мне об этом пришлось говорить недавно в Страсбурге, где была Конференция мира без нацизма - это общественная международная организация, которая борется с проявлениями неонацизма и фашизма. Я как раз говорил, что Гитлер пришел к власти, как и другие тоталитарные режимы в Европе, на волне Великой депрессии 1920-30-х годов. Тогда безработица, социальная незащищенность толкали людей в разные экстремистские группировки. Появлялись такие мессии, как Гитлер.

    В Литве из четырех партий создана коалиция националистических, я бы даже сказал неонацистских, партий. Почти все эти партии объединились, только одна осталась вне этой коалиции. И вот эти партии фактически проповедуют лозунг: Литва - литовцам.

    - Можете вспомнить последний скандал?

    - Да. Есть такое объединение "За Литву в Литве". Скандал был связан с тем, что один из участников предвыборного списка этого объединения красуется на своих плакатах с галстуком, на котором ясно видна свастика, рядом - литовские национальные узоры и мотивы. Наши неонацисты объяснили это тем, что якобы две тысячи лет назад свастика тут была, что это какой-то символ древних балтов и раскопки в Литве это показали. И литовский суд решил, что эти раскопочные материалы (где видна свастика, стилизированнная якобы не как гитлеровская) можно показывать. Более того, другой суд, куда правозащитники подали иск, решил, что лозунг – "Литва для литовцев" - демократический лозунг.

    Далее такой пример. Около 12 военнослужащих-неонацистов были сфотографированы журналистами во время их неонацистских сходок: у всех была свастика, они кричали "Хайль Гитлер!" Ни один из них не был уволен со службы. Министр сказал, что у нас нет неонацистов. Это был пример уличный. А есть уровень правящих слоев, который можно проследить по переписке высокопоставленных чиновников в Фейсбуке. Чувствуется, что у них довольно нацистское отношение к нелитовцам, которые живут в нашей стране. Это очень тревожный фактор: скрытые сторонники нацизма затаились, и это - большая угроза.

    Нацизм проник и в другие сферы: к примеру, в некоторые спортивные клубы, объединения фанатов футбола. Мы выяснили, что днем они занимаются футболом, а вечером выкрикивают нацистские лозунги. Это все настораживает. Мы призываем в ассоциациях "Мир без нацизма" и "Литва без нацизма" общественность и гражданское общество объединиться и как минимум начать больше об этом говорить. А еще лучше - действовать юридическими методами.

    - Расскажите, пожалуйста, о положении русских в Литве, об объединениях и партиях, которые занимаются борьбой за права русскоязычного населения.

    - У меня есть некоторый опыт общения с русскими организациями Литвы. Мне эта тематика близка. У меня и жена русская, москвичка. Была партия "Союз русских Литвы", но за последние пятнадцать лет она все-таки "сникла". И сникла, я думаю, по простой причине. Она не была ярой защитницей прав русских. Она шла на такие, я бы сказал, "гнилые" компромиссы с теми же самыми консерваторами.

    Некоторые специалисты говорят, что русские люди в Литве хотят быть и русскими, и при этом хотели бы интегрироваться и быть литовскими гражданами. В результате происходит ассимиляция. И в вопросах школ, все-таки, видно, что права русских ущемляются. Потому что одни и те же критерии применяются по выживанию школ и по финансированию и к литовским школам, и к русским. А нацменьшинства всегда слабее: финансово и численно.

    - А запугиваний нет?

    - И запугивания, конечно, же, есть. И я же вижу, как директора русских школ, не все, но многие, подстраиваются, чтобы иметь хорошее рабочее место. Они уже сдают позиции. Я сам по природе интернационалист. Я до пятого класса учился в советской школе. Я рос в ГДР. Потом вернулся в литовскую школу. Я литовец по национальности, но я интернационалист. Поэтому я бы хотел, чтобы наши народы жили дружно в пределах Литвы, дружили с Россией и Белоруссией. В нашей партии очень много русских, много поляков, много литовцев. И у них, и у нас - общие проблемы. Социальные проблемы у всех одинаковые. И мы, конечно, как можем,стараемся защищать и права нацменьшинств.

    Просмотров: 175 | Добавил: hearest | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Бесплатный конструктор сайтовuCozCopyright MyCorp © 2025